В России рассматривается возможность полного запрета электронных систем доставки никотина, что вызывает активные дискуссии. Особую ценность в этом контексте представляет опыт Казахстана, где аналогичный запрет, введенный в апреле 2024 года, привел к уходу рынка в тень и росту нелегальной торговли, несмотря на жесткие санкции для нарушителей.
Полный запрет электронных систем доставки никотина в Казахстане, введенный в апреле 2024 года, привел не к снижению их потребления, а к уходу рынка в тень. Об этом сообщает «Лента.ру» в своем материале, посвященном анализу эффективности запретительных мер.
Согласно законодательству Казахстана, за распространение и рекламу вейпов предусмотрены штрафы до 200 МРП (около 132 тысяч рублей), исправительные работы или арест на 50 суток. Еще более строгие меры установлены за ввоз продукции — штраф до 2000 МРП (около 1,3 миллиона рублей) и лишение свободы на срок до двух лет.
Однако практика показала, что даже такие суровые наказания не смогли изменить ситуацию к лучшему. «После введения запрета на вейпы в Казахстане половина магазинов закрылась. Часть из них стала продавать по-черному через телеграм-каналы. Другая половина — продает только постоянным клиентам, а официально торгует чем-то другим», — рассказывают участники рынка в материале.
Запрет привел к трем основным негативным последствиям. Во-первых, потребление электронных сигарет не уменьшилось, а переместилось в нелегальный сектор. Во-вторых, исчез контроль качества продукции, что создало дополнительные риски для потребителей. В-третьих, государство лишилось налоговых поступлений от легальной торговли.
Этот опыт особенно актуален для России, где в Государственную Думу внесен законопроект о запрете вейпов. Минфин уже выразил обеспокоенность возможными последствиями такого решения, предупредив о значительных потерях для федерального бюджета и росте нелегального оборота.
Эксперты отрасли считают, что вместо полного запрета более эффективным подходом является регулирование рынка и гораздо эффективнее внедрять реестровую модель: она позволит оставить на рынке добросовестные компании, исключая нарушителей и минимизируя объем нелегальной торговли. Уже предприняты шаги в этом направлении, включая маркировку продукции, ужесточение правил продажи и повышение акцизов. Эти меры уже показали положительные результаты: с введением маркировки «Честный знак» объем легальных продаж вейпов увеличился в 3,5 раза.
Казахстанский опыт служит наглядным примером того, что запретительные меры не всегда приводят к желаемым результатам, особенно когда речь идет о товарах с устойчивым спросом.