Поскольку расследование ущерба критически важной инфраструктуре Балтийского моря продолжается, министр европейских дел Финляндии Андерс Адлеркройц заявил, что трудно поверить, что диверсия на подводном газопроводе была случайной – или что это произошло без ведома Пекина, пишет Politico.
«Я не капитан дальнего плавания. Но я думаю, вы заметите, что тянете за собой якорь на сотни километров», — сказал Адлеркройц в интервью в четверг в Брюсселе. «Я думаю, все указывает на то, что это было намеренно. Но, конечно, пока никто в этом не признался».
Финляндия и Эстония расследуют разрыв Balticconnector, газопровода длиной 77 километров, который соединяет двух членов НАТО по дну Балтийского моря. Около 7-8 октября был поврежден трубопровод, а также два телекоммуникационных кабеля, соединяющие Эстонию с Финляндией и Швецией .
Расследование, проведенное финскими властями, выявило в качестве главного подозреваемого китайский контейнеровоз Newnew Polar Bear, который, как полагают, протащил свой якорь по дну Балтийского моря, перерезав кабели и газопроводы. Якорь весом 6000 килограммов был поднят в нескольких метрах от места повреждения.
С тех пор Финляндия и Эстония связались с китайскими властями с просьбой о сотрудничестве в расследовании. Ранее на этой неделе газета Baltic Times сообщила, что две европейские страны попросили направить своих представителей в Пекин для проверки судна, которое в настоящее время следует в китайский порт .
Адлеркройц заявил, что не может предполагать, была ли эта акция одобрена китайским правительством. Однако скорое возвращение судна в Китай вызывает некоторые вопросы, сказал он.
«Если бы я, будучи капитаном, сделал что-то, что не одобрило бы китайское правительство, тогда я был бы обеспокоен возвращением на своем корабле в Китай», — сказал он.
Министр обороны Эстонии Ханно Певкур выразил аналогичное мнение в интервью шведской общественной телекомпании SVT в прошлом месяце, заявив, что капитан корабля наверняка «понял, что что-то не так» после того, как протащил якорь более чем на 180 километров.
Инцидент с Balticconnector, произошедший более чем через год после того, как газопровод «Северный поток», соединяющий Россию с Германией, был поврежден в результате нескольких взрывов, вызывает еще большую обеспокоенность по поводу безопасности критически важной подводной инфраструктуры и возможных мер по ее защите от внешнего саботажа. Несмотря на международное расследование, виновные в нападении на «Северный поток» не установлены.
Адлеркройц заявил, что необходимо обеспечить «большую защиту» этих типов инфраструктуры, например, с точки зрения более эффективного наблюдения за подозрительными судами. Но есть ограничения на то, что можно сделать, добавил он.