Финляндия: «Все указывает на то, что китайское судно намеренно повредило балтийский трубопровод»

Поскольку расследование ущерба критически важной инфраструктуре Балтийского моря продолжается, министр европейских дел Финляндии Андерс Адлеркройц заявил, что трудно поверить, что диверсия на подводном газопроводе была случайной – или что это произошло без ведома Пекина, пишет Politico.

«Я не капитан дальнего плавания. Но я думаю, вы заметите, что тянете за собой якорь на сотни километров», — сказал Адлеркройц в интервью в четверг в Брюсселе. «Я думаю, все указывает на то, что это было намеренно. Но, конечно, пока никто в этом не признался».

Финляндия и Эстония расследуют разрыв Balticconnector, газопровода длиной 77 километров, который соединяет двух членов НАТО по дну Балтийского моря. Около 7-8 октября был поврежден трубопровод, а также два телекоммуникационных кабеля, соединяющие Эстонию с Финляндией и Швецией .

Расследование, проведенное финскими властями, выявило в качестве главного подозреваемого китайский контейнеровоз Newnew Polar Bear, который, как полагают, протащил свой якорь по дну Балтийского моря, перерезав кабели и газопроводы. Якорь весом 6000 килограммов был поднят в нескольких метрах от места повреждения.

С тех пор Финляндия и Эстония связались с китайскими властями с просьбой о сотрудничестве в расследовании. Ранее на этой неделе газета Baltic Times сообщила, что две европейские страны попросили направить своих представителей в Пекин для проверки судна, которое в настоящее время следует в китайский порт .

Адлеркройц заявил, что не может предполагать, была ли эта акция одобрена китайским правительством. Однако скорое возвращение судна в Китай вызывает некоторые вопросы, сказал он.

«Если бы я, будучи капитаном, сделал что-то, что не одобрило бы китайское правительство, тогда я был бы обеспокоен возвращением на своем корабле в Китай», — сказал он.

Министр обороны Эстонии Ханно Певкур выразил аналогичное мнение в интервью шведской общественной телекомпании SVT в прошлом месяце, заявив, что капитан корабля наверняка «понял, что что-то не так» после того, как протащил якорь более чем на 180 километров.

Инцидент с Balticconnector, произошедший более чем через год после того, как газопровод «Северный поток», соединяющий Россию с Германией, был поврежден в результате нескольких взрывов, вызывает еще большую обеспокоенность по поводу безопасности критически важной подводной инфраструктуры и возможных мер по ее защите от внешнего саботажа. Несмотря на международное расследование, виновные в нападении на «Северный поток» не установлены.

Адлеркройц заявил, что необходимо обеспечить «большую защиту» этих типов инфраструктуры, например, с точки зрения более эффективного наблюдения за подозрительными судами. Но есть ограничения на то, что можно сделать, добавил он.