Россияне часто делают незапланированные покупки

Покупка различных товаров — неотъемлемая часть жизни каждого человека, в том числе россиянина. К тому же покупки не всегда совершаются по списку необходимых вещей. Заходя в магазин, люди часто совершают незапланированные расходы и покупают то, что не является строго необходимым, но приятным для себя или своих близких.

Вопрос о спонтанных покупках изучается около 70 лет. В результате исследования, данные которого приводит издание «Дни.ру», выяснилось, что доля немедленных покупок составляет 40-80%. В большинстве случаев это происходит по психологическим причинам. По мнению психологов, люди, находящиеся в депрессивном состоянии или в состоянии повышенной тревожности, склонны к импульсивности при совершении покупок. Для них спонтанная покупка — способ получить положительные эмоции. К тому же может быть и предрасположенность к тратам. По мнению психологов, одной из причин может быть заниженная самооценка.

Сергей Ломакин, один из основателей известной российской розничной сети Fix Price, считает, что спонтанность покупки приносит покупателю радость. К тому же у потребителя появляется чувство победы, когда товар покупается дешево.
Статистики подсчитали, какие товары чаще всего покупают спонтанно. В 2020 году 50% людей покупали себе все желаемое из продуктовой корзины. Однако с 2021 года ситуация изменилась. В связи со вспышкой пандемии коронавируса дезинфицирующие и моющие средства занимают одно из первых мест в списке спонтанных покупок.

«Дни.ру» приводит данные социологического опроса россиян. По результатам, у большей части населения нашей страны есть резерв, который можно потратить на незапланированные покупки. Большинство респондентов указали бюджет в 5 000 рублей в месяц.

По мнению финансовых экспертов, ограниченный бюджет на краткосрочные желания — хороший способ обезопасить себя от необдуманных трат. Эксперты также рекомендуют составить список предметов первой необходимости и при совершении покупок придерживаться его. В поход по магазинам можно взять с собой попутчика. В крайнем случае можно рассчитывать только на определенную сумму, оставив дома банковские карты.

Сложно удержаться от спонтанных покупок, но в условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, людям все чаще приходится выбирать между желанием и возможностью. Однако продавцы делают все возможное, чтобы удержать покупателей. По словам Сергея Ломакина, магазины рассматривают вопросы освещения, музыкального сопровождения и оформления витрин, чтобы сделать процесс выбора товара приятным для потребителя. Кроме того, часто на основе статистики выбора товаров создаются выгодные предложения.

Сергей Ломакин  известный эксперт в области ритейла, один из пионеров российского рынка продуктовых дискаунтеров. В 1998 году основал с партнерами торговую сеть «Копейка» и руководил ей до 2007 года. Затем занялся развитием ритейл-стартапов, создав вместе с зарубежными инвесторами международную компанию. Так, Ломакин вывел на российский рынок сети Modis, «ЦентрОбувь» и Fix Price – сеть магазинов низких фиксированных цен, в которую сегодня входит 4700 торговых точек, расположенных в России и в нескольких странах ближнего зарубежья.