Рост ключевой ставки не поможет сдержать инфляцию считают эксперты

Несмотря на сопротивление Минфина, Минэкономразвития и Госдумы РФ регулятор повысил ключевую ставку с 19 до 21%. Однако большинство экспертов, опрошенных телекомпанией «Царьград» считают, что этот шаг не обуздает инфляцию и может вызвать социальный взрыв. Эксперты назвали и главного лоббиста этой монетарной меры а руководстве ЦБ, пишет Царьград.

Влияние уровня ставки на инфляцию недавно поставил под сомнение и президент Владимир Путин. Но по логике регулятора, из-за роста стоимости кредитов и цен население должно начать больше экономить, что снизит инфляцию. На деле цены растут, кредиты дорожают, значительная часть населения нищает. А инфляция продолжает расти. По последним данным, в сентябре она достигла 9,1% по сравнению с 7,7% в августе.

Заместитель председателя правления ЦБ Алексея Заботкин, который в последнее время комментирует экономическую ситуацию от лица регулятора в СМИ подрывает доверие к денежно-кредитной политике страны. Его выступления, не подкрепленное ни данными, ни результатами аналитических исследований, вызывает сомнения в компетентности Банка России.

Решения ЦБ последних лет, как считают эксперты, находятся в прямом противоречии с усилиями властей по стимулированию экономического роста, а в выигрыше от них оказываются только финансовые элиты.

Многие экономисты утверждают, что повышение ключевой ставки в настоящее время делает невозможным экономический рост, призывают Банк России отказаться от следования моделям МВФ и перестать вести страну в пропасть.

Как считает руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая, при дальнейшем росте ставки компании без большой финансовой подушки и поддержки государства могут не пережить этот период.

Им придётся уходить с рынка вместе с частью необходимого обществу предложения товаров и услуг,
— предупреждает эксперт. В отличие от Заботкина, она считает, что это перераспределит ресурсы не в пользу эффективных предприятий, а «в пользу компаний, которые могут переложить свои затраты на государство или на потребителя».

Эксперты предупреждают, что в России в текущих условиях — при санкциях, большом масштабе параллельного импорта, дефицита кадров на рынке труда и т.д. — высокая ставка может только разогнать инфляцию.

Повышение ставки будет закладываться производителями в стоимость товаров и может сработать в сторону раскручивания инфляционной спирали,

— считает заведующая кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Светлана Фрумина. Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов сообщил, что с текущей ставкой компаниям выгоднее остановить развитие и положить средства на депозит, чем вести бизнес и нести риски, с ним связанные.

В конечном счёте ставка сама становится фактором инфляции. Эти процессы имеют серьёзную инерцию, что может привести к торможению экономики,

— отметил он. А инвестиционный банкир Евгений Коган недавнее увеличение ключевой ставки вообще назвал «ядерным ударом» по национальной экономике.

На значительное влияние зарубежных регуляторов финансовых рынков, прежде всего ФРС США, на ЦБ указывают и характер публичных заявлений Заботкина, и его биография. Зампред Центробанка, помимо МГУ, окончил Российскую экономическую школу, у которой вполне определённая репутация «либерального Хогвартса». Бизнесом он никогда не занимался.

Недавно шквал негодования вызвало очередное его высказывание о том, что «Центробанк погасил все обязательства перед МВФ» и независим от этой организации. Наблюдатели сразу напомнили, что «это не соответствует действительности, поскольку документальные свидетельства, в частности IV глава «Обязательства в отношении валютного режима» действующего соглашения между МВФ и ЦБ, «опровергают эти утверждения».
Зампред Банка России, по словам экспертов, «либо сознательно лжёт, либо не знаком с основополагающими документами, определяющими статус ЦБ». Попытку Заботкина убедить всех в независимости Банка России расценивают не иначе, как абсурд и подтверждение, что «политика регулятора не самостоятельна и не соответствует стратегическим интересам страны», поскольку МВФ является «финансовым оружием в гибридной войне Запада против России».

Понятно, что в силу прошлых связей в кругах западных финансистов Заботкин просто не умеет, не может или не хочет транслировать ничего, кроме ценностей и алгоритмов управления денежно-кредитной политикой МВФ. Таргетирование инфляции путём увеличения ключевой ставки — один из них. Этот механизм, например, использует входящая в НАТО Турция, где «ключ» давно держится на уровне 45-50%. Цены за последние два года выросли в этой стране в 4-5 раз, население стремительно беднеет, а правительство по-прежнему мечтает сбить инфляцию хотя бы до 40%.

Признаки нарастающей социальной напряжённости уже видны и в России. Эксперты предупреждают, что рост ключевой ставки приведёт к падению доходов населения и раскручиванию «маховика кредитной кабалы».