Курс на спасение: какие меры принимаются в России для восстановления экологии

С 1 марта в России владельцы электромобилей могут бесплатно пользоваться некоторыми платными трассами. Данное решение принято Белым домом пока что в качестве эксперимента, который продлится до конца года, и будет действовать исключительно на федеральных трассах М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, ЦКАД, а также на участке М-11 15–58 км и обходе Одинцово.
Однако, данное решение показывает серьезный настрой государства на решение экологических проблем, которые с каждым днем становятся все острее.
Мы попросили Алексея Суходоева, эксперта по международному развитию бизнеса, стратега, визионера и представителя правления международной социально-венчурной экосистемы Sky World Community рассказать, какие еще инициативы сейчас используются в России для решения данных проблем.

Борьба за восстановление и сохранение экологии – одна из ключевых проблем нашего поколения и поколения наших детей. Планета приближается к критической отметке, и радует, что сейчас все государства и крупные градообразующие предприятия нацелены, в первую очередь, на устойчивое развитие с сохранением экологии.

В России подобные инициативы работают уже давно. Например, тот же электротранспорт. В Москве с каждым годом увеличивается количество электробусов, все больше людей в теплое время года используют не автомобили, а самокаты и велосипеды, растет количество зарядных станций для электромобилей. 

Однако, к проблеме в стране подходят, конечно, масштабнее, и не только с помощью экологичного транспорта стараются решить вопрос загрязнения окружающей среды.

К решению вопроса подключился и фондовый рынок: в ноябре прошлого года Банк России расширил список ESG-облигаций. До этого компании могли выпускать только зеленые и социальные облигации, сейчас же стали доступны адаптационные, облигации климатического перехода и связанные с целями устойчивого развития. В России достаточно много «коричневых» областей с высоким уровнем выбросов парниковых газов. Так как переход на более экологичное и безопасное производство – очень финансово и трудозатратная история, у компаний, желающих совершить эти изменения, теперь появилась возможность получить дополнительное финансирование. Предполагаются и меры государственной поддержки. Проверку эмитентов выполняет верификатор финансового инструмента, в обязанности которого входит подготовка и публикация независимого заключения о соответствии выпуска принципам и стандартам устойчивого развития, принятым на международном и национальном уровнях.

В начале февраля в Мурманской области заработала крупнейшая электростанция в мире за пределами Полярного круга. Кольская ВЭФ обладает мощностью в 201 МВт и поможет сократить выбросы СО2 в атмосферу на 600 000 тонн в год. Станция занимает 257 гектаров и оснащена 57 турбинами. Примечательно и то, что Кольской ВЭС установлено преимущественно российское оборудование, разработанное с учетом специфики погодных условий региона. Например, на лопастях установлены системы обнаружения обледенения.

Также в начале этого года ученые из Томского политехнического университета разработали способ перерабатывать выделяемый предприятиями и электростанциями СО2 в ценные коммерческие вещества: синтез-газ, циклические карбонаты, метанол и другие. Они создали катализаторы, работающие на основе карбидов металлов. Подобные технологии используют некоторые предприятия, но лишь для фильтрации. Ученые ТПУ сделали катализатор из двух частей, где первая – носитель – условно нейтральная, а вторая представляет из себя активную фазу, которая наносится на носитель и ускоряет реакцию. В качестве активных веществ используются никель и кобальт, а в качестве подложки их собственная разработка – композиты из карбидов металлов. Создатели метода отмечают стабильность катализаторов, отсутствие разрушений при перегревах и устойчивость к закоксовыванию.

Помимо глобальных компаний существует множество стартапов, которые также борются за сохранение экологии: сервисы по сбору и переработке мусора, полностью биоразлагаемая упаковка для еды, сити-фермы вертикального выращивания свежей зелени, разработка зданий, способных производить электроэнергию с помощью ветра и специальных гелей для очистки поверхностей от розливов масел и нефти. Но одной из главных инициатив является внедрение, так называемых, «зеленых» школ. Пока что это действует исключительно на уровне образования и лекций о способах защиты и восстановления экологии, однако направление молодого поколения в эту сторону уже дает надежду. Важно не только восстановить то, что годами уничтожалось, но и научить следующие поколения сохранить это, не повторяя ошибок своих предшественников.