Питомцы под запретом: в Минприроды появилась странная идея

Недавнее постановление Минприроды о запрете продажи домашних животных в зоомагазинах наделало много шуму, но до сих пор не отменено. Несмотря на то, что бумагу раскритиковали в Минэкономразвития и экспертном сообществе, её авторы не изменили точку зрения. Разбираемся, к каким последствиям может привести принятие документа.

Голоса «против»
Постановление Минприроды об ограничении использования питомцев «в коммерческих целях» было опубликовано около пяти месяцев назад, в начале марта. Всё это время документ активно комментируется в соцсетях. Также на его счёт высказались и вполне официальные лица.
В частности, как пишет МК, Минэконмразвития дало отрицательное заключение на проект, поскольку, по мнению ведомства, «запрет продажи кошек и собак в организациях, осуществляющих деятельность по розничной торговле животными, может привести к росту нелегальной продажи». Последний же способен привести к увеличению «продаж больных» животных, а также сделок по поводу питомцев, содержащихся «в неудовлетворительных условиях». Резюмируя, Минэкономразвития заявляет, что предложенный коллегами по правительству запрет избыточен и не имеет достаточных оснований.
Также против идеи Минприроды выступил Российский Союз предприятий зообизнеса (сокращённо – СПЗ). Он даже, стремясь объяснить свою позицию, направил письмо в адрес кабинета. В послании участники рынка обращают внимание властей на то, что «за последние три года количество домашних животных выросло на 6,3 миллиона или 14 процентов. При этом лишь малая часть питомцев была приобретена через официальные каналы: клубы и зоомагазины». Малая часть – это, по данным СПЗ, (несколько десятков тысяч кошек и собак. В общем, отмечают в Союзе, «теневой сектор торговли домашними животными многократно превышает легальный рынок».

Явные риски
Таким образом, получается, что Минприроды вместо того, чтобы ввести в правовое поле теневой сектор, стремится уничтожить законопослушные магазины, где продаются питомцы. А ведь эти торговые точки платят налоги и доступны для контролирующих органов – от Роспотребнадзора до СЭС и ветеринарной службы. О теневой части рынка такого не скажешь.
В этой связи крайне адекватной выглядит реакция некоторых зоозащитников, фактически выступивших против идеи Минприроды. По словам руководительницы петербургского отделения «Альянса Защитников Животных» Марии Ивановой, главный проблема отрасли состоит в том, что животных зачастую продают без документов, а происходит это, как правило, на «птичьих рынках» и в интернет-магазинах. «Это большой бизнес, не всегда легальный, с ним сложно бороться и его нужно регулировать», — отмечает Иванова.
В Союзе предприятий зообизнеса предупреждают: если Минприроды добьётся принятия постановления, последствия не заставят себя ждать – ветеринарный контроль за состоянием питомцев будет значительно ослаблен. По сути, в прибыли останутся только ветклиники, а вот владельцы животных, их соседи, не говоря уже о кошках и собаках только потеряют. Не говоря уже о государстве, которое утратит возможность отслеживать ситуацию в зоо-отрасли. К слову, СПЗ указал на такую опасность лично премьеру Дмитрию Медведеву. Ждём его реакции?

Есть другая идея
Однако СПЗ не только критикует. Также он вносит в правительство встречное предложение по улучшению положения дел на рынке. По мнению участников Союза, отрасль можно эффективно регулировать, сообразуясь с законом «Об ответственном обращении с животными», который был подписан президентом России Владимиром Путиным в декабре 2018 года. Достаточно просто установить стандарты продажи питомцев для всех торговцев, будь то зоомагазин, или ИП, работающий через интернет.
Разве не здравое предложение? Ну а пока пользователи соцсетей, среди которых наверняка много владельцев питомцев, продолжается дискуссия вокруг постановления Минприроды. Что показательно, людям очевидны недостатки документа. «Опять загоняют отрасль в тень… вместо того, чтобы регламентировать условия содержания таких животных». «Основная торговля идет через интернет. Сайты объявлений или бесплатные объявления». «В магазине животные находятся в наибольшей безопасности. Сходите на птичку в Москве, в лесополосе коробки с умирающими котятами и собачками». Вот лишь некоторые отзывы. Пожалуй, авторам идеи неплохо с ними ознакомиться.

Кому это нужно?
Но не зря же появился проект постановления Минприроды. Кому-то он может быть весьма выгоден, но кому? Можно предположить, что запрет продажи питомцев в зоомагазинах интересен тому, кто стоит за масштабной пиар-компанией, сопровождающей движение документа по властным коридорам. А здесь весьма заметны скороспелые «общественные движения», чьи аккаунты в соцсетях и петиции в поддержку спорной идеи возникли чуть ли не одновременно с постановлением.
А ведь ситуация могла не быть такой взрывоопасной. Наблюдатели вспоминают, как ещё в феврале 2017 года депутат Мосгордумы Елена Иванова предлагала начать лицензирование граждан, продающих и разводящих питомцев. Читай – приняться, наконец, за наведение порядка в отрасли. Но сейчас речь зашла совсем об обратном – ликвидации единственного легального и прозрачного канала торговли домашними животными. Нет ли здесь коррупционных проявлений?

Вероника Карпова