«Ростех» получит изъятые РЖД вагоны назад

Кризис на российском рынке грузоперевозок начался вместе с монополизацией сегмента по железным дорогам. Однако эксперты утверждают, что в ближайшее время, несмотря на то, что последние месяцы наблюдались проблемы, ситуация начнёт налаживаться, сообщает «ПРАЙМ».

В данный момент дефицит полувагонов на сети ОАО РЖД составляет около 16 тысяч полувагонов. Нехватка вагонов началась из-за списания старого парка, когда правительство сократило предельный срок службы грузовой железнодорожной техники. Также на ситуацию повлияла Федеральная грузовая компания, у которой дочка «Ростеха» – «УВЗ-Логистик», может изъять парк вагонов, который был передан в аренду в 2015 году.

Тогда более 27 тысяч полувагонов были переданы в аренду ФГК, которая является дочерней компанией РЖД. Договор являлся откровенно кабальным и был заключён Дмитрием Еремеевым, который на тот момент являлся гендиректором «УВЗ-Логистик». Вскоре он покинул свой пост и перешёл на работу в ФГК, а после и вовсе уехал из страны.  Ущерб для компании от его действий оценивают в 118 миллиардов рублей.

Сейчас на рынке грузоперевозок ФКГ является одним из лидеров и по итогам первого квартала заняла первое место в рейтинге INFOLine RAIL RUSSIA TOP по размеру вагонного парка и грузообороту. Также в десятку крупнейших входят «Вектор Рейл» и «СГ-Транс». Особый интерес вызывают их учредители. «Вектор Рейл» руководят Алексей Тайчер – генеральный директор и председатель правления ФГК, а также Тимур и Руслан Бабаевы – сыновья вице-президента РЖД.

Конкуренцию ФГК могли бы составить «Первая грузовая компания» Владимира Лисина, ООО «Газпромтранс», АО «Нефтетранссервис», ООО «Трансойл». Но первая обслуживает родственные компании и предоставляет на рынок только излишки вагонов, а остальные три работают с грузами нефтяных и газовых компаний.

В связи с этим цены на рынке грузоперевозок практически невозможно контролировать. Если ещё пару лет назад ставки на аренду полувагонов были 560 рублей, то сегодня они могут превышать 2000 рублей. Схема действует очень простая – ФГК повышает цены, вслед за ней операторы поступают также. В итоге весь рынок ушёл в заоблачные цифры.

Федеральная антимонопольная служба давно интересуется ФГК. Она не согласовала сделку по выкупу второй половины АО «СГ-Транс» у АФК «Система», так как это могло бы образовать «вертикально интегрированную группу». Однако напрямую повлиять на ФГК пока не удаётся. Однако ФАС пока может удерживать рост трафика на уровне 4%.

ФГК проигнорировала требование предоставить в течении 15 дней обоснование завышения тарифов. После возбуждения дела компанию оштрафовали на 400 тысяч рублей. Однако учитывая то, что проигнорировав постановление ФАС, годовая прибыль ФГК может составить более 100 миллиардов рублей, сумма штрафа выглядит просто смешной.

В 2017 году произвол ФГК может прекратиться. Владимир Путин постановил передать под управление госкорпорации «Ростех» УВЗЛ вместе с «Уралвагонзаводом». Также «Ростех» потребовал от «дочки» РЖД вернуть вагонный парк досрочно.