В этот понедельник Правительство России одобрило поправки к следующим законам: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Также было решено направить данные законопроекты на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу, сообщает ИА Мосмонитор.
Президент РФ Владимир Путин дал указание Правительству подготовить всю документацию, относительно создания компенсационного фонда долевого строительства на государственной основе. Данное поручение было сделано в мае этого года. Ответственность взяло на себя Министерство строительства и ЖКХ России под контролем Михаила Мень. Работа фонда должна быть направлена на сбор денег со строительных компаний, а также возмещение денег дольщикам, если компания объявит себя банкротом.
Никто до сих пор ничего не слышал о данном фонде. Известно только то, что работа над проектом проводилась почти полгода, то есть с того момента, как президент дал поручение, однако информация являлась секретной, и никто не знал о том, что говориться в документации.
В начале ноября 2016 года, министерство выставило на всеобщее обозрение проект поправок в закон, который впоследствии должен закрепить законодательную базу, чтобы были все условия для открытия компенсационного фонда. Текст содержит большое число различных положений про защиту дольщиков, но если вчитаться в них внимательней, то можно сделать вывод, что законопроект совсем не о том, о чем кажется на первый взгляд. Эксперты, строители, общественные организации были удивлены, когда внимательно ознакомились с текстом документа.
Механизм под названием «компенсационный фонд» был опубликован для широкой аудитории в необычном виде. Юристы тут же обнаружили большое количество неувязок по тексту – что-то противоречит гражданскому кодексу, что-то – бюджетной политике, наконец, ряд статей противоречит друг другу. Далее на эти ошибки указали уже в других министерствах, при прохождении обязательной процедуры согласования текста. Но главное не это. В документе описана простая, как всё гениальное, процедура рейдерства, причем рейдером выступает целое министерство.
Как это произошло? Строительная компания планирует возвести конструкцию, используя долевое участие. Собираются все необходимые акты, но к дольщикам строителей не подпустят, пока они не перечислят в фонд 1% от всей суммы долевых договоров. Причем решение о допуске должно быть приято самим фондом. Если у застройщика появляются проблемы – подрядчик не привозит строительные материалы, а банк не дает кредит и нужно искать других контрагентов, и они идут в арбитраж — а у любого серьезного застройщика арбитражей может быть большое число, то фонд без сомнений запускает процедуру банкротства и вводит внешнее управление в этой компании. И снова это решение принимает сам фонд. Когда данные процессы подойдут к концу, фонд назначает новое руководство в компании и достраивает объект, а потом продаёт апартаменты. Да, дольщики при этом получают либо финансовые компенсации (вложенных средств) либо жилье. Если они получают компенсации, теряют и право на эту недвижимость, а значит, её можно продать. Выгодно? Весьма.
Вороватость чиновников в России — это притча во языцех. Не впервые в новейшей истории чиновники создают инструмент, который потом используют как прибавку к зарплате. Но происходящие события удивляют даже бывалых знатоков законотворческого процесса. Прикрываясь поручением Президента, законопроекты буквально «тащат» не гнушаясь никакими методами. Причем такое рвение вполне объяснимо: под знаменем защиты дольщиков появляется возможность беспрецедентного и бесконтрольного обогащения, а дольщики? А причем тут они? Кого они реально волнуют, когда на кону такие деньги и возможности?
После того, как министерства не согласовали документ Минстроя, его надо было «докрутить». Убрать противоречия, причесать текст. Этого сделано не было вообще. Вместо этого были использованы как неочевидная «дырка» в законодательстве, так и прямое его нарушения. Текст поправок в полном объёме был вставлен в законопроект, который уже два года висит в Госдуме и ни малейшим образом не связан с долевым строительством. Удачно, что этот текст хотя бы связан со строительной сферой, а так же то, что он находится во втором чтении. Для того чтобы внести в него изменения не нужно проходить круг согласований во всех ведомствах, а нужно было добиться лишь одной подписи – любого человека в статусе вице-премьера.
И эта подпись нашлась. Документ после рассмотрения в правительстве, которое, как ранее упоминалось, прошло в понедельник, был направлен в Госдуму с необходимой подписью. При этом были нарушены два правила – поправки не могут менять смысл законопроекта, каждый документ, влияющий на экономику, должен проходить оценку регулирующего воздействия (ОРВ) в Минэкономе.
Формально оценка регулирующего воздействия проходится в данный момент. Из пояснительной записки, которая сопровождает документ на его пути в Госдуму, следует, что ОРВ идёт в рабочем порядке и завершится 15 декабря. Инициаторы всего этого не учли одного – сайт, на который вывешиваются документы для ОРВ, является публичным, соответственно, любой человек может зайти и поучаствовать в процессе обсуждения законопроекта. Оказалось, что текст, отправленный из правительства в Госдуму и текст, размещённый для ОРВ это… разные тексты. Под одним и тем же названием и номером документа.
Очевидно, что идея такой схемы не могла родиться в самом Минстрое, а принадлежит кому-то вышестоящему. Время для махинации выбрано мастерски. Общественные организации начали протестовать против таких действий, однако их протесты будут обрабатываться стандартные 30 дней, а за это время закон уже и рассмотрят, и примут. Стоит отметить, что протесты против закона и действий Минстроя привели к раздору и в стане протестующих. Буквально по Оруэллу «Остазия всегда воевала с Океанией»: «Деловая Россия», которая изначально была против поправок, так как они очевидно бьют по бизнесу, теперь заявляет, что они всегда были за проект. «Перекрашивание» произошло в понедельник, перед заседанием той самой комиссии правительства. Вероятно, перед совещанием произошел ряд встреч на уровне руководства организации и инициаторов проекта.
Скорее всего всё пройдет гладко и с 1 января фонд начнёт работать, как и положено по этому закону. Что делать застройщикам и дольщикам, в каком правовом поле им работать — не ясно никому, понятно, что ближе к середине января до всех инстанций – Генеральной прокуратуры, Администрации Президента и самого Президента России дойдут все жалобы и требования от людей, чей бизнес хотят уничтожить и захватить. От решения этих инстанций зависит не просто «деловой климат в стране». От их действий зависит будущее России как правового государства.