Как Америка убивает экономику Казахстана

Утилизационный сбор на автомобили и сельскохозяйственную технику в Республике Казахстан последние месяцы стал предметом противостояния оппозиции, призывающее население к митингам и едва ли не забастовкам, и руководства страны, которое под давлением западных концернов уже пошло на значительные уступки. Как сообщает «Лента.ру», с  одной стороны введение утильсбор – это защитная мера для рынка от старой техники, с другой – его отмена, последствиями которой может стать гибель в республике всей машиностроительной отрасли.

Обязательный утилизационный сбор на транспортные средства в страну взимается в Казахстане с 2016 года, на сельскохозяйственную технику он был введен с 23 декабря 2019 года. И если в 2018 году местные предприятия реализовали продукцию на 24 миллиарда тенге. Импорт такой же техники составил около 100 миллиардов. Ежегодно из страны на покупку импортной техники утекало около 180 миллионов долларов.

Лишь перспектива введения утилизационного сбора привела к взрывному росту производства. В 2019 году произвели 897 тракторов, больше, чем за два предыдущих года, вместе взятых. После того, как заговорили об утильсборе, две иностранные компании высказались о желании разместить свои заводы в Казахстане – это «Кировец» и CLAAS. Но не John Deere, который, судя по всему, только обещал построить производство, а под эти обещания активно пользовался всеми льготами.

Отмена или сильное снижение утильсбора вызовет сложности с реализацией инвестпроектов, а цена локализованных автопроизводителей станет неконкурентной, поскольку рынок уравняет цены местного производителя и импорта, – в один голос утверждают представители российских автоконцернов, имеющие в Казахстане свои сборочные мощности. По прогнозам Ассоциации казахстанского автобизнеса, снижение утильсбора не приведет к снижению стоимости автомобилей, но сильно повлияет на обновление автопарка страны.