Интернет и подростки: опасность или возможности?

Интернет и подростки: опасность или возможности?Как постоянный доступ к интернету влияет на современных школьников и студентов? Какие возможности изучения жизни подростков существуют сейчас, когда практически каждый наш шаг отображается в онлайн-пространстве? В Институте образования НИУ «Высшая школа экономики» теперь будут искать ответы на эти вопросы в открывшейся «Лаборатории методов науки о данных в исследованиях образования».

Теперь за школьниками в ряде случаев необязательно наблюдать, чтобы что-то о них понять, как необязательно и проводить мониторинговое исследование. Отслеживая нашу активность в интернете, о нас можно сделать вполне определенные заключения. По словам руководителя Лаборатории, младшего научного сотрудника Центра исследований современного детства Института образования ВШЭ Ивана Смирнова, в исследованиях сотрудники Лаборатории будут использовать новые источники данных: социальные сети и иные так называемые «цифровые следы». Изучать их будут с помощью современных методов анализа, которые включают в себя машинное обучение, сетевой анализ, обработку естественного языка.

«Мы планируем стать лидирующим в России и заметным в мире центром в области компьютерных социальных наук. В современном мире невозможно оставаться конкурентоспособным исследователем в этой области, не используя потенциал больших данных и методов их анализа», – отмечает научный руководитель Института образования ВШЭ Фрумин Исак Давидович.

Исследования Лаборатории можно отнести к двум направлениям: образовательное неравенство и благополучие учащихся. В обоих случаях цифровые технологии являются одновременно и источником данных, и объектом изучения. «Интернет предоставил школьникам мгновенный доступ практически ко всему человеческому знанию и к миллионам сверстников по всему миру. Означает ли это, что они больше не ограничены своим ближайшим окружением и могут преодолеть порочный круг воспроизводства образовательного неравенства? Или наоборот, интернет способствует сегрегации учащихся, запирая их в изолированных информационных «пузырях»?» – добавляет Исак Фрумин. Таким информационным «пузырем» может стать новостная лента в соцсетях: согласно одному из исследований Ивана Смирнова, школьники с разной академической успеваемостью подписаны на разные группы во «Вконтакте». К примеру, девочки-троечницы подписываются на сообщества, посвященные татуировкам и гороскопам, а их одноклассницам-отличницам больше интересны «похудение» и «экзамены».

Круг вопросов, которые будут исследовать эксперты Лаборатории, достаточно широк. К примеру, существует убеждение, что постоянное общение в социальных сетях с его эмотиконами, сокращениями и игнорированием пунктуации приводит к деградации письменного языка. Проверить это возможно, если проанализировать большое количество записей в социальных сетях на протяжении длительного промежутка времени. Это только одно из направлений, в которых будет двигаться Лаборатория. Другой исследовательский вопрос – уровень тревожности современных учащихся и ее связь с паттернами онлайн-поведения. Изучать подобные темы возможно, создавая специальные программы, собирающие и анализирующие большие данные.

Об этой и других новостях Института образования НИУ ВШЭ можно подробнее узнать на сайте Института. Там же представлены материалы семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования», на котором еженедельно обсуждаются самые актуальные, острые, порою – скандальные вопросы развития образования (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Видео прошедших семинаров – на официальном канале Института на видеохостинге Ютуб.

https://www.hse.ru/