Сергей Ломакин: «Сегодня конкуренция в розничной торговле выходит на новый уровень – соперничества экосистем»

Газета «Известия» выяснила у лидеров розничной торговли, что они думают о конкуренции высокотехнологичных гигантов и традиционного ритейла в эпоху пандемии.

Как отмечает издание, ранее экосистемы разрабатывались в недрах ИТ-индустрии, игроками, имеющими большой массив интернет-пользователей. Сегодня к этому процессу присоединились банки и розничная торговля.

– Еще два года назад сложно было представить, что один из традиционных ритейлеров займется суперприложением, а ИТ-лидер «Яндекс» будет управлять несколькими сотнями дарксторов, – делится Сергей Ломакин, сооснователь торговой сети Fix Price – Сегодня конкуренция врозничной торговле выходит на новый уровень – соперничества экосистем, в которых уже нет чисто ритейлеров или чисто технологических компаний, – констатирует эксперт.

Такцифровая среда постепенно превращается в поле битвы за доверие, время и деньги потребителей. Согласно оценкам Infoline, на которые ссылается газета Известия, рынок e-grocery прибавил более 100 млрд рублей в 2020 году по отношению к предыдущему году и составил 145 млрд рублей.

Сергей Ломакин отмечает, что скорость роста онлайн-торговли сейчас значительно выше той, что наблюдалась до пандемии. В первую очередь, по словам эксперта, увеличилась скорость адаптации потребителя к формату покупок онлайн.– В период самоизоляции многие россияне вынужденно попробовали совершать покупки в интернете: число тех, кто хотя бы единожды приобрел что-то в интернете, приблизилось к 60 миллионам человек, – сообщил сооснователь Fix Price.

Скорость освоения российскими потребителями цифровых технологий служит серьезным толчком к созданию новых экосистем и появлению новых игроков на этом поле.При этом, по мнению экспертного сообщества, сотрудничество ИТ-компаний и традиционного ритейла может быть намного более эффективным, чем их конкуренция.

Сергей Ломакин указывает на то, что среди крупнейших розничных компаний классических ритейлеров уже практически не осталось, и существенную часть оборота они делают за счет собственного производства. А это, по словам эксперта, является той основой, без которой ИТ-компании не смогут работать. В то же время, по мнению Сергея Ломакина, «цифра» может помочь ритейлу в создании новых бизнес-моделей, форматов услуг и типов операций, что откроет новую информацию о потребителяхи послужит дополнительным источником дохода.

Справка об эксперте

Сергей Ломакин российский бизнесмен, один из  основателей торговой сети «Копейка» первого в стране дискаунтера.

В 2007 году Сергей Ломакин руководил российским отделением глобальной инвесткомпании, занимающейся инвестированием в ритейл-стартапы и в уже работающие проекты в сфере розничной торговли. Среди таких проектов Fix Price, Modis, «ЦентрОбувь».

В декабре 2007 года при непосредственном участии Ломакина открыт первый магазин сети Fix Price. Сегодня это международная сеть, которая состоит из 4000 магазинов, расположенных в России, Белоруссии, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Казахстане и Латвии.