Защита арестованной в Кувейте Марии Лазаревой: наступил решающий момент

6 марта глава МИД Сергей Лавров посетит Кувейт с официальным визитом. Адвокаты россиянки Марии Лазаревой, осужденной в этой стране на 10 лет тюрьмы, надеются на помощь дипломатов в справедливом расследовании дела своей подзащитной.

Предприниматель Мария Лазарева сидит в кувейтской тюрьме по приговору суда, вынесенному в мае 2018 года. Еще в 2017 году в отношении нее возбудили два не связанных между собой уголовных дела.

Как пишет Коммерсантъ, по первому делу Лазареву обвинили в хищении средств в ходе работы по госконтракту, заключенному с инвестфондом KGLI (она была управляющим партнером этого фонда) на разработку стратегии создания логистического хаба. Стратегия была подготовлена, и согласно ей в стране уже стали строить инфраструктуру. «Работы выполнены, порт построен. Со всеми расплатились», — заявил на пресс-конференции в Москве президент ТПП Москвы Владимир Платонов. В чем состоит хищение, непонятно, подчеркнул он.

Тем не менее, прокуратура, равно как и суд, вынесший приговор, нашли причины осудить Лазареву. В основу обвинения легли показания единственного свидетеля. Его слова никто не проверял, а предоставленные им документы не подвергались экспертизе. А вот показания свидетелей защиты вообще заслушаны не были, отмечает адвокат Екатерина Духина.

Адвокаты Лазаревой подали апелляцию, но процесс обжалования затянулся.

Параллельно продолжается расследование по второму делу против Лазаревой: ее заподозрили в растрате средств фонда TPF (The Port Fund), которым управлял KGLI.

На основании показаний того же свидетеля – аудитора Аль-Алайана – прокуратура Кувейта потребовала заморозить счета TPF в дубайском банке, объявив, что деньги инвесторов якобы разворованы. TPF занимался проектами вне Кувейта, но в числе его партнеров были как кувейтские госкомпании, так и инвесторы из Европы и США.

В силу решения о блокировке счетов, инвесторы долго не могли вернуть свои деньги, а кувейтские следователи успешно представляли дело так, что и возвращать якобы уже нечего. Ситуация изменилась в феврале 2019 года, когда под давлением из США счета TPF разморозили. Все инвесторы вернули свои деньги с дивидендами в 200%. Миф о растрате развеялся сам собой. Несмотря на открывшуюся ложь свидетеля по обоим обвинениям, прокуратура настаивает на своем и закрывать второе дело против Лазаревой не собирается. В свою очередь, кувейтский суд вышестоящей инстанции пока не спешит с пересмотром приговора по первому делу, хотя показания Аль-Алайана  явно скомпрометированы.

На фоне прокола генпрокуратуры в кувейтских СМИ и соцсетях началась форменная травля  россиянки. Уровень негатива дошел до того, что местные радикалы требовали «оторвать голову этой русской».

В такой ситуации за жизнь Лазаревой действительно становиться боязно. Россиянку, вероятно, хотели обокрасть, лишить бизнеса и подставить, сделав еще и виновником. Не получилось. И теперь волноваться должны бенефициары задуманной схемы. В таких условиях возможности российских адвокатов ограничены – особенно при игре на чужом правовом поле. Поэтому особые надежды защита Лазаревой возлагает на визит официальной делегации МИД РФ в Кувейт.