Михаил Мишустин: онлайн-кассы новые возможности для ритейлеров и потребителей

Внедрение онлайн-касс – ключевой событие рынка ритейла последних нескольких лет. Эта реформа является результатом совершенствования государственного самоуправления и внедрения цифровых технологий на государственном уровне. Все начиналось в 2014 году с пилотного проекта, в котором участвовали все желающие предприятия из нескольких регионов России. А сегодня, после завершения двух этапов реформы, к ОФД подключено свыше двух миллионов ККТ. Фактически, на онлайн-кассы уже перешла вся торговля и общепит, за исключением предпринимателей, не имеющих наемного персонала.

Концепция онлайн-касс, по словам Михаила Мишустина, главного налоговика России, основана на технологии «интернета вещей» и методах обработки больших данных. Новые правила работы ККТ защищают интересы государства, налогоплательщиков и потребителей. Использование цифровых , обеспечивают качественно новый учет выручки.

Для налогоплательщиков внедрение онлайн-касс означает экономию времени благодаря электронной регистрации ККТ и сокращение отчетности. А в перспективе весь бумажный документооборот будет переведен в электронный вариант. Кроме того, как подчеркивает Михаил Мишустин, за счет передачи данных в реальном времени налоговая получила возможность оценивать риски в автоматическом режиме, а это означает снижение количества налоговых проверок.

В особенности выиграл от внедрения цифровых технологий малый и средний ритейл. Как считает Михаил Мишутин, за счет перехода на онлайн-кассы эти торговые предприятия получили возможность входа в цифровую экономику. Новая технология дала им доступ к инновационным аналитическим инструментам для планирования деятельности и развития бизнеса. Через личный кабинет предприниматели могут видеть отчеты по чекам и продажам, отслеживать посменную или ежедневную выручку.

С переходом на цифровые сервисы у потребителей появились эффективные способы контроля торговых заведений и предприятий общепита. Установив мобильное приложение, любой покупатель может стать контролером и моментально проверить выданный ему чек. Сегодня этой возможностью уже воспользовались более 30 млн человек. По словам Михаила Мишустина, такой масштаб проверок невозможно обеспечить силами налоговых органов.

Технология онлайн-касс, внедренная в России, вызывает огромный интерес в мировом сообществе. Как сообщил Михаил Мишустин, в семинарах ФНС России, посвященным цифровым технологиям, принимали участие представители более 50 налоговых служб из разных стран мира. А в Сингапур, где на российские налоговики делали доклад о применении цифровых технологий в налоговом администрировании, приехали эксперты из более чем 30 стран Европы, Азии и Африки. Отдельные страны БРИКС уже обратились к ФНС России с просьбой оказать техническую помощь по внедрению ИТ-технологий в налоговое администрирование.

Ввод онлайн-касс сопровождался масштабными изменениями законодательства. Однако после их внедрения налогоплательщики столкнулись с рядом технических проблем и вопросов, которые не были урегулированы нормативными документами. В частности, одним в числе спорных аспектов оказался вопрос, что делать, если в онлайн-кассе вышел из строя один из ее главных элементов – фискальный накопитель.

Ответ на вопрос, как юридически правильно действовать в случае поломки фискального накопителя, дал недавно принятый закон 192-ФЗ от 3 июля 2018 года. Он пошагово определил порядок действия налогоплательщика и устранил правовые коллизии. Так, при неисправности ФН необходимо подать заявление в налоговую о снятии с учета или перерегистрации аппарата. Причем сделать это надо в срок не более 5 дней с момента выхода фискального накопителя из строя. А на протяжении месяца потребуется сдать кассовое устройство на экспертизу. И если будет выявлен факт заводского брака, то налогоплательщик не будет нести ответственность за то, что информация не передавалась в ОФД.