Михаил Мишустин: cфера потребления становится транспарентной

ФНС – одно из наиболее продвинутых в техническом плане ведомств в современной России. Введение онлайн-касс стало настоящим прорывом, позволившим вывести из «тени» порядка 20% получаемых розницей и сферой услуг доходов. Особенно удивительно, что разработка онлайн-касс началась не так давно, в 2014 году. За это взялась ФНС, которая сначала разработала концепцию, основанную на технологии «интернета вещей» и аналитики Больших данных. После этого была разработана технология собственно онлайн-касс, которая была признана на сегодня одной из наиболее эффективных в мире. С просьбами поделиться опытом к главе ФНС России Михаилу Мишустину не раз обращались коллеги из разных стран, а презентация технологии в Сингапуре на профильной конференции вызвал огромный интерес. Страны БРИКС попросили ФНС России о проведении отдельного учебного семинара для своих специалистов по вопросам использования цифровых технологий, есть и просьбы оказать техническую помощь в разработке и интеграции технологии в других странах.

Что касается России, то технология онлайн-касс даже по итогам первого этапа внедрения была признана очень эффективной, налоговой удалось вывести из тени значительный сегмент ритейла. В настоящее время проходит второй этап внедрения: с июля текущего года на новые правила торговли вся сфера услуг и торговцы без наемных работников. «Сфера потребления становится транспарентной», — прокомментировал нововведение глава ФНС Михаил Мишустин. По его словам, такая система формирует равные конкурентные условия и позволяет предпринимателям значительно экономить время за счет электронной регистрации касс и сокращения отчетности. В перспективе планируется полный отказ от отчетности. Передача данных в режиме реального времени сокращает возможности для мошенничества, позволяет автоматически оценивать риски и снижает необходимость налоговых проверок.

«Для малого бизнеса в рознице и сфере услуг касса фактически стала точкой входа в digital-экономику и «заменила» службу закупок, аналитический отдел, службу безопасности, IT-отдел, программы лояльности. Система дала им доступ к новым возможностям аналитики и планирования своего бизнеса, ранее доступным только крупным сетям», — подчеркнул Михаил Мишустин.

Кроме налоговой, теперь и сами потребители выступают контролерами сферы торговли. Теперь с помощью мобильного приложения любой покупатель может проверить выданный ему чек. Все результаты проверки также анализируются налоговой. Тяжело не согласиться с Михаилом Мишустиным, который отметил, что организация контрольных мероприятий только силами налоговой администрации не может обеспечить такой масштаб проверок.

Отличие технологии онлайн-касс заключается в ее комплексной проработке. Инструкции есть буквально для всего, а порядок действий при поломке даже описан в принятом недавно законе от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Ничего сложного нет, —прокомментировал Михаил Мишустин. В течение 5 рабочих дней после поломки нужно подать заявление в налоговую, а саму онлайн-кассу отправить на экспертизу. Если окажется, что причиной поломки был заводской брак, платить за экспертизу будет не нужно, налогоплательщик также будет освобожден от обязанности передачи фискальных данных в налоговые органы и административной ответственности за их непредставление.

В том случае, если речь идет о реорганизации деятельности или вовсе ее прекращении, нужно подать заявление на снятие с учета онлайн-кассы. Если это сделано не будет, налоговая, в соответствии все с тем же законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ, может самостоятельно снять с учета любую онлайн-кассу.